|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ |
|
Кафедра ведет подготовку бакалавров и магистров, а также аспирантов по научной специальности – 39.06.01 "Социологические науки", 47.06.01 "Философия, этика и религиоведение".
Обучение по данным направлениям осуществляется по основным образовательным программам, отвечающим российским и международным стандартам. Все курсы и дисциплины читаются по уникальным авторским программам с использованием современных средств и методов обучения.
Основными учебными дисциплинами кафедры являются: теория социальной работы; технологии социальной работы; социальная политика; занятость населения и ее регулирование; методика исследований в социальной работе; основы социальной медицины; социальная геронтология; информационные технологии в социальной работе; проблемы социальной работы с молодежью и др. Кроме изучения специальных дисциплин, связанных с социальной работой, большое внимание уделяется изучению иностранных языков и овладению студентами новейшими информационными и компьютерными технологиями.
Кафедра "Социально-гуманитарные дисцилины" проводит набор абитуриентов по направлению подготовки 39.03.02 "Социальная работа" и 39.04.02 "Социальная работа":
"Бакалавр социальной работы" 4 года (очная форма обучения);
"Бакалавр социальной работы" 4,5 года (заочная форма обучения);
"Магистр социальной работы" 2,5 года (заочная форма оучения).
Бакалавр - это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование без узкой специализации. Квалификация "бакалавр" является общепринятой в международной классификации и понятной для работодателей во всем мире.
Для получения профессиональной специализации бакалавр может поступить в магистратуру. Магистрантами могут быть лица, имеющие высшее профессиональное образование на уровне бакалавра или специалиста. Магистрантам, зачисленным в очную магистратуру в год окончания бакалавриата, продлевается отсрочка от призыва на военную службу.
Формы: очная, заочная.
Область профессиональной деятельности бакалавров и магистров социальной работы:
- система социальной защиты и социально-правовой патронаж.
- система пенсионного обеспечения;
- система социального обслуживания;
- система социального страхования;
- система здравоохранения и психологическая помощь;
- система образования и социально-педагогическая помощь;
- система культуры;
- пенитенциарная система;
- государственная служба занятости;
- государственная служба медико-социальной экспертизы;
- миграционная служба;
- силовые структуры;
- МЧС;
- предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные).
 Под руководством ведущих преподавателей кафедры активно ведется научно-исследовательская работа студентов, исследования которых легли в основу научных публикаций, выступлений на научных конференциях, а также выпускных квалификационных работ.
За последние 5 лет в ежегодной внутривузовской научно-практической конференции приняли участие более 160 студентов, во всероссийских конкурсах студенческих работ приняли участие более 20 студентов. В соавторстве со студентами за указанный период опубликовано более 60 статей.
Также кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины» проводит набор абитуриентов по направлению подготовки 37.03.01«Психология» (профиль: Психология личности) и 37.04.01. «Психология» (профиль: Психология личности).
37.03.01 «ПСИХОЛОГИЯ»
КВАЛИФИКАЦИЯ: бакалавр
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4,4 года (очно/заочная форма обучения)
4,5 года (заочная форма обучения)
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ:
- Русский язык;
- Математика;
- Биология.
|
37.04.01 «ПСИХОЛОГИЯ»
КВАЛИФИКАЦИЯ: магистр
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 2,4 года (очно/заочная форма обучения)
2,5 года (заочная форма обучения)
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ:
- Междисциплинарный экзамен (Психология)
|
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: очная, заочная, очно-заочная.
ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалавр по направлению 37.03.01. "Психология" готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- практическая;
- научно-исследовательская;
- педагогическая;
- организационно-управленческая.
|
Магистр по направлению 37.04.01. "Психология" готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- практическая;
- научно-исследовательская;
- педагогическая;
- организационно-управленческая.
|
ПРАКТИКА
37.03.01 БАКАЛАВРИАТ
|
37.04.01 МАГИСТРАТУРА
|
|
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТЫ ОВЛАДЕВАЮТ НАВЫКАМИ:
- психологического консультирования;
- психологической диагностики;
- психологических тренингов;
- коррекционно-развивающей работы;
- организационно-методической работы;
- экспертной работы;
- информационно-просветительской работы.
|
|
Ученые кафедры "Социально-гуманиатрные дисциплины" читают лекции и ведут семинарские и практические заниятия на высоком научно-методическом уровне. Используются как классические, так и новые формы и методы обучения. Особое внимание уделялется активизации познавательного интереса студентов: применяется метод дискуссионного эвристического диалога, а также современные педагогические технологии, направленные на усвоение пройденного теоретического материала. Во время аудиторных занятий большое внимание уделяется созданию и поддержанию положительной мотивации студентов к учебной деятельности, развитию и совершенствованию профессиональной культуры будущих специалистов.
В настоящее время кафедра осуществляет образовательную деятельность по следующим учебным дисциплинам:
1. "Философия";
2. "Культурология";
3. "Экспериментальная психология";
4. "Эмоции и воля (Общая психология) ";
5. "Основы развития и коррекция личности";
6. "Психология семьи";
7. "Конфликтология";
8. "Психология социальной работы";
9. "Психология массовых коммуникаций";
10. "Деловое общение";
11. "Методы психологической диагностики в сервисе";
12. "Психологический практикум";
13. "Психология делового общения";
14. "Психология управления";
15. "Социальная психология личности";
16. "Логика";
17. "История и философия науки";
18. "Психология менеджмента";
19. "Психология личности и групп";
20. "Конфликтология в социальной работе";
21. "Практическая психология и психодиагностика";
22. "Отечественные и зарубежные теории личности";
23. "Социология религии";
24. "Методология научных исследований";
25. "Логика и методология научных исследований";
26. "Психотехнические методы исследования личности";
27. "Управление организационными изменениями";
28. "Технологии социального оздоровления общества";
29. "Теория и практика социального служения РПЦ";
30. "Философия науки и техники";
31. "Профессиональная этика и этикет";
32. "Профессиональная этика";
33. "Этнопсихология";
34. "Теория и практика возрастно-психологического консультирования";
35. "Этические основы социальной работы";
36. "Сервисология";
37. "Теория и практика личностного консервирования";
38. "Политология";
39. "Глобализация и социальная безопасность";
40. "Социальная инновация";
41. "Основы социального государства";
42. "История и методология науки и техники (применительно к радиотехнике)";
43. "Философия и методология науки";
44. "Личность в экстремальной ситуации";
45. "Ценности социальной работы";
46. "Культура устной и письменной речи";
47. "Социальная политика";
48. "Социология местного самоуправления";
49. "Основы социального государства"
50. "Человек и его потребности (сервисология)";
51. "История";
52. "История социальной работы";
53. "История рекламы";
54. "Зоопсихология и сравнительная психология";
55. "Психология рекламы";
56. "Социология культуры";
57. "Проблемы человека в философии и социологии";
58. "Технология социальной работы";
59. "Социология массовой коммуникации";
60. "Мировая культура и искусство";
61. "Современные направления развития и коррекции личности";
62. "Развитие личности в онтогенезе";
63. "Развитие личности в норме и патологии";
64. "История развития информационных систем и технологий";
65. "История искусств";
66. "Социология";
67. "Психология личности и группы";
68. "Гендерология и феминология";
69. "История Донского казачества";
70. "История туризма";
71. "Акмеология";
72. "Прикладная социология";
73. "Психология и педагогика высшей школы";
74. "Теория и методика профессионального образования";
75. "Психология и педагогика";
76. "Психология труда, инженерная психология и эргономика";
77. "Специальная педагогика";
78. "Педагогика";
79. "Основы профессионального становления личности";
80. "Основы социального образования";
81. "Психолого-педагогические основы рекреации";
82. "Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования";
83. "Методика преподавания";
84. "Психология личности и групп";
85. "Общая психология";
86. "Методологические основы психологии";
87. "Педагогическая психология";
88. "Методика преподавания психологии";
89. "Основы консультативной психологии";
90. "Организационная психология";
91. "Основные направления социальной работы с семьей";
92. "Профессионально-этические основы психологической деятельности";
93. "Планирование теоретического и эмпирического исследований в психологии";
94. "Организация и методика социальной работы с духовнодезадаптированными людьми";
95. "Теория социальной работы";
96. "История социальной работы";
97. "Опыт социальной работы с различными группами населения";
98. "Деонтология социальной работы";
99. "Демография";
100. "Концептуальные основы современного социального государства и социальное право";
101. "Теория и история социальной работы";
102. "Методы исследования в социальной работе";
103. "Современные теории социального благополучия";
104. "Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг";
105. "Менеджмент социальной работы";
106. "Инновационные технологии управления социальной работой";
107. "Эмпирические методы исследований в социальной работе";
108. "Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности";
109. "Исторические модели социальной помощи в России";
110. "Психодиагностика";
111. "Наркология";
112. "Психология личности";
113. "Гештальт-терапия";
114. "Социально-психологические тренинги";
115. "Основы когнитивно-поведенческой терапии";
116. "Психология развития и возрастная психология";
117. "Акмеология";
118. "Внимание и память (общая психология)";
119. "Мышление, речь, воображение (общая психология)";
120. "Организация психологической службы";
121. "Теория и практика тренинговой работы"
122. "Общий психологический практикум";
123. "Практикум по психодиагностике";
124. "Дифференциальная психология";
125. "Основы арт-терапии";
126. "Социальная психология личности"
127. "Индивидуально-психологическая характеристика личности (общая психология)";
128. "Основы юридической психологии";
129. "Основы военной психологии";
130. "Личность в кризисной ситуации";
131. "Качественные и количественные методы исследований в психологии";
132. "Основы телесно-ориентированной терапии";
133. "Анатомия и нейрофизиология";
134. "Психофизиология";
135. "Нейрофизиология";
136. "Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем";
137. "Основы психосоматики";
138. "Психологическая служба на предприятиях";
139. "Здоровьесберегающие технологии";
140. "Введение в клиническую психологию";
141. "Здоровьесберегающие технологии в организациях и учреждениях";
142. "Психология личности и группы";
143. "Социальная работа в учебных заведениях";
144. "Социальная геронтология";
145. "Занятость населения и ее регулирование";
146. "Организация охраны материнства и детства";
147. "Здоровьесберегающие технологии в социальной работе";
148. "Объектно и субъектно-ориентированные CASE-технологии в социальной работе";
149. "Теория и практика управления в социальной работе";
150. "Технологии социальной работы с людьми девиантного поведения";
151. "Теория и практика социального обслуживания";
152. "Организация социальной работы в системе социальных служб".
Профессорско-преподавательский состав кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» и студенты 1 курса набора 2017/2018 уч.года направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа» приняли участие в студенческом научном кружке на тему «Профессия социальный работник». Активное участие в проведении кружка приняли первокурсники, подготовившие тематические доклады по истории возникновения социальной работы в России и за рубежом (А. Лосева, Е. Ухарский). В выступлениях Т. Мелоян, В. Смирновой, С. Пашковой, Т. Медведь, К. Гоменюк, Е. Техиной и др. проанализированы социальные технологии по работе с социально-демографическими группам населения, которым помощь профессионалов социальной сферы особенно необходима – пожилые люди и инвалиды, молодежь, несовершеннолетние, дезадаптированные люди, женщины и др. категории. В своих докладах студенты А. Лосева, Е. Ухарский уделили внимание особым личностно-нравственным и профессиональным качествам социальных работников, так как общество и государство предъявляют очень высокие требования к людям, посвятившим себя этой благородной профессии. Подготовка и выступления в рамках заявленной тематики позволили обучающимся больше узнать о своей будущей профессии. Участие в студенческом научном кружке стало для обучающихся первым опытом научно-исследовательской работы. Зав. кафедрой д.ф.н., профессор А.М. Руденко и руководитель направления подготовки «Социальная работа» д.ф.н., профессор Л.А. Швачкина поблагодарили первокурсников за активное участие в студенческой научной конференции, пожелали дальнейших успехов в учебной и научной деятельности в вузе.

Секция «Социально-гуманитарные дисциплины» Всероссийской научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов
Профессорско-преподавательским составом кафедры проведена ежегодная студенческая конференция «Научная весна 2017» по секции «Социально-гуманитарные дисциплины». Обучающимися представлены научные доклады различной тематики, которые выступающие сопровождали видеоматериалом, иллюстрирующим исследуемую проблему. Особый интерес у присутствующих вызвали выступления студ. гр. СР-Гб31 М.Ю. Лесниковой «Насилие над детьми как актуальная социальная проблема» (научный руководитель – д.ф.н., проф. Л.А. Швачкина), студ. гр. СР-Гб31 С.В. Нотченко «Социальные проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» (научный руководитель – д.ф.н., проф. Л.А. Швачкина), студ. гр. ДК-Тб21 Е.В. Гавриловой «Гламур как культурный мейнстрим» (научный руководитель – к.ф.н., доц. Г.И. Могилевская), студ. гр. ТД-Эб11 А.В. Плотниковой «Философско-религиоведческая реконструкция религиозного опыта в христианской традиции» (научный руководитель – д.ф.н., проф. Е.Ю. Положенкова), студ. гр. Э-Эб11 А.Е. Кузнецова «Экзистенциал одиночества: опыт философского анализа» (научный руководитель – д.ф.н., проф. Е.Ю. Положенкова). Все работы вызвали оживленную дискуссию, в которой принимали участие наиболее активные студенты, среди которых П. Голотин, Л. Доронина, В. Волгин, Б. Панченко и другие. Слушатели проявили большой интерес к рассматриваемым вопросам

Учёные кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» прошли профессиональную переподготовку по программе «Психология»
В целях выполнения требований приказа министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» группа профессорско-преподавательского состава кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» прошла профессиональную переподготовку по программе «Психология» на базе Южно-Российского государственного политехнического университет (НПИ) имени М.И. Платова.
Среди ученых, принявших участие в профессиональной переподготовке сотрудников кафедры в качестве лекторов, – известнейший российский психолог, автор классических учебников по различным отраслям психологии, профессор с мировым именем Людмила Дмитриевна Столяренко, а также авторитетный специалист в области социальной психологии в России, профессор Сергей Иванович Самыгин. И.о. заведующего кафедрой А.М. Руденко перед заседанием студенческого научного кружка вручил доцентам Ю.А. Шестакову, Г.И. Могилевской, В.И. Родионовой, профессорам В.В. Котляровой и М.М. Шубиной дипломы с отличием.
Кафедра "Социально-гуманитарные дисциплины" помогла в повышении квалификации социальных работников станицы Тацинской
1 ноября 2016 года доктором философских наук, профессором кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» Л.А. Швачкиной в рамках программы повышения квалификация по направлению «Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами» проведено занятие с сотрудниками Центра социального обслуживания пожилых людей и инвалидов Тацинского района. В ходе занятия были подняты проблемные вопросы, касающиеся инновационных технологий социальной работы с пожилыми людьми. Особое внимание было уделено геронтологическим особенностям лиц «третьего возраста». В свою очередь сотрудники Центра рассказали о тех трудностях и проблемах, с которыми они сталкиваются в своей практической профессиональной деятельности. Участниками занятия был определен круг вопросов для следующих встреч.
Известные российские ученые-психологи читают лекции в ИСОиП
Известнейший российский психолог, автор классических учебников по различным отраслям психологии, профессор Людмила Дмитриевна Столяренко прочитала в институте несколько лекций по общей психологии и основным психологическим теориям личности. Лекции проводились в рамках начавшейся профессиональной переподготовки по направлению «Психология» профессорско-преподавательского состава кафедры «Философия, история и мировые религии», а также повышения квалификации ряда сотрудников кафедр «Социальные технологии» и «Психология и педагогика». Профессор с мировым именем Л.Д. Столяренко не ограничилась освещением основ психологии и ключевых теорий личности, прочно утвердившихся в психологической науке. Обладая колоссальной эрудиций, а также практическим опытом сотрудничества с отечественными и зарубежными психологами мирового уровня, психологической практикой работы в странах Западной Европы и США, она уделила большое внимание новым и перспективным направлениям психологических трактовок личности. Был освещен ряд практических вопросов, связанных с корректировкой личностного развития, а также даны ценные рекомендации по совершенствованию психолого-педагогических навыков слушателей. Сотрудники кафедры «Философия, история и мировые религии» тепло приняли профессора Л.Д. Столяренко, а в ходе лекции буквально засыпали самыми разнообразными вопросами, касающимися заявленной тематики: о влиянии перинатального развития на психику, о степени историчности психологической нормы, о принципиальной возможности или невозможности диагностирования личности будущего преступника и т.п. Не менее радушной и заинтересованной была и встреча лектора с администрацией вуза. Заместитель директора по научной работе С.А. Масленников и зав. каф. «Философия, история и мировые религии» А.М. Руденко выразили уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве профессора Л.Д. Столяренко с нашим вузом. Обучение профессорско-преподавательского состава института в рамках профессиональной переподготовки и повышения квалификации будущих сотрудников кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» продолжилось в ходе визита в ИСОиП еще одного известного и авторитетного специалиста в области социальной психологии в России, профессора Сергея Ивановича Самыгина. В процессе чтения в институте первых двух лекций профессор С.И. Самыгин, мастерски привлекая обширный эмпирический материал, ярко, эмоционально и убедительно проанализировал и раскрыл важнейшие социально-психологические феномены, активно прибегая к такой инновационной форме обучения как эвристическая беседа. Заслуженной наградой лектору стал неподдельный интерес, проявленный слушателями как к личности, так и к работам ученого. Профессор С.И. Самыгин также остался доволен гостеприимным приемом и проявленным интересом со стороны сотрудников кафедры, что дает обоснованную надежду на укрепление сотрудничества научного сообщества нашего вуза в области гуманитарного знания с выдающимися отечественными учеными современности. В настоящее время идет активный отбор кандидатов на обучение по направлениям «Психология» и «Социальная работа». Будущие студенты также смогут познакомиться с известными российскими психологами, обучаясь в институте ДГТУ в г. Шахты.
 .JPG)
Заседание научного кружка «Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания»
28 октября 2016 года состоялось первое заседание научного кружка «Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания» на тему «Знание – сила». Заседание было посвящено знакомству студентов с организацией научной работы на кафедре «Социально-гуманитарные дисциплины». В начале заседания и.о. заведующего кафедрой «Социально-гуманитарные дисциплины» – доктор философских наук, профессор Андрей Михайлович Руденко рассказал о приоритетах развития научной деятельности кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины». Он подчеркнул, что участие в кружках представляет собой учебную лабораторию, в которой оттачивается мастерство научного исследования, которое пригодится при написании курсовых, дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций. В своем выступлении руководитель кафедры отметил высокий уровень профессиональной и научной квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры, а также наличие позитивной тенденции его постоянного роста. Выступление куратора научной работы кафедры доктора философских наук, профессора Виктории Валентиновны Котляровой было посвящено специфике проведения научных исследований на кафедре «Социально-гуманитарные дисциплины». В.В. Котлярова рассказала о возможности участия обучающихся в различных конференциях, конкурсах, о возможности и правилах публикаций в научных журналах. Выступление сопровождалось демонстрацией грамот, благодарностей, полученных сотрудниками кафедры, а также научных журналов, в которых опубликованы совместные статьи обучающихся и преподавателей кафедры. В дальнейшем было предоставлено слово каждому сотруднику кафедры, которые в живой, яркой и интересной форме рассказали о направлении своих научных исследований и пригласили обучающихся принять активное участие в работе научного кружка кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины».

|